…Пусть другой гениально играет на флейте,
Но ещё гениальнее слушали Вы…
А.Дементьев
Одна моя знакомая переживала настоящий
стресс из-за того, что ей предстояло провести время с малознакомым
человеком: «Ну, что я ему расскажу, как буду поддерживать беседу, о чём
вообще с ним можно беседовать…?». Вся ее беда состояла в том, что она
сосредоточилась лишь на одном из процессов общения – «говорении», считая
его ключевым, и совсем упустила из вида другой, не менее важный –
умение слушать собеседника.
В целом, общение подразумевает два
незаменимых и взаимных процесса – говорение и слушание. Обычно, первый
из них считают активным, а второму отводят пассивную роль. Однако
слушание и понимание речи требует не меньше сил и энергии, чем сам
разговор. Услышать своего партнёра по общению – важное умение, и,
зачастую, именно оно делает человека приятным собеседником.
В общении психологи рекомендуют
использовать «активное слушание». Оно рассчитано на Ваше активное
участие в понимании своего собеседника. Вот некоторые приёмы «активного
слушания»:
1. Поддержка – это способ показать собеседнику, что его слышат, его мнение интересно и важно. Для этого нужно:
-
Поддерживать визуальный контакт с собеседником. Однако не
переусердствуйте с этим – пристальный взгляд даже самых спокойных может
вывести из равновесия.
- Выражайте согласие. Кивая в ответ на слова
собеседника, Вы даёте понять ему, что слушаете и понимаете его. Однако
не стоит кивать слишком часто – так Вы можете достичь обратного эффекта:
собеседник поймёт, что Ваше терпение закончилось, и ему пора
«закругляться».
- Время от времени реагируйте на слова собеседника
междометиями: «Да», «ага», «хм», «ух ты», «ого» и т.д. Старайтесь и в
этом соблюдать принцип «золотой середины», иначе у собеседника могут
возникнуть сомнения в Вашей искренности.
2. Уточнение. Не бойтесь переспрашивать
и прояснять детали высказывания – это тоже внимание к собеседнику.
Прояснять можно как содержание сообщения: «Не совсем поняла, а что
произошло в этот момент?», так и чувства собеседника: «А как ты сам это
воспринял?».
Для уточнения используйте вопросы разных типов.
Закрытые вопросы предполагают короткие ответы в стиле «да», «нет», «не
знаю» - с их помощью Вы получите более точную информацию. Однако,
прибегая к ним слишком часто, Вы рискуете подорвать инициативу
говорящего, и он будет ждать очередного вопроса, чтобы продолжить свою
речь. В свою очередь, открытые вопросы не требуют чёткого и однозначного
ответа. Они побуждают человека говорить о собственных мыслях и
чувствах, делиться своим мнением.
3. Обобщение – этот способ помогает
подвести некий итог в беседе в целом или какой-то из её частей. «То
есть, ты считаешь…», «Значит, мы решили…». Используйте этот приём, когда
общаетесь с людьми, склонными долго и запутанно выражать свою мысль,
когда необходимо расставить акценты в беседе.
Как Вы смогли убедиться, чтобы стать
активным слушателем, недостаточно просто молчать. Долгое и безучастное
молчание собеседник, скорее всего, воспримет как закрытость и нежелание
продолжать разговор.
Что же еще может помешать общению и чего лучше избегать в разговоре?
- Общение в стиле «а вот у меня…».
Такое происходит, когда собеседник увлечённо рассказывает о чём-то, и
вместо того, чтобы поддержать и порадоваться за него, его осаживают
своим, «более крутым» опытом. При этом собеседника уже давно перестали
слушать, а лишь ждут подходящего момента, чтобы ввернуть своё заветное
«да это ещё что, а вот у меня…». Общаясь в таком стиле, Вы
перехватываете инициативу у собеседника и начинаете играть в игру «кто
кого больше удивит». А это скорее будет напоминать соревнование, а не
открытую и искреннюю беседу.
- Не стремитесь сразу спорить. Если Вы
услышали мнение, отличное от Вашего, не бросайтесь сразу же доказывать
обратное. Когда мы активно защищаем свою точку зрения, мы перестаём
слышать доводы, приводимые собеседником; а ведь среди них могут
оказаться и вполне конструктивные. Вместо этого поинтересуйтесь у своего
собеседника, откуда у него такие сведения, почему он так считает?
Получив ответ на свой вопрос, Вы сможете быть более убедительным и
отстоять свою позицию, если, конечно, не придется её изменить.
- Не
поддавайтесь соблазну закончить мысль за собеседника. Даже если Вам
стало понятно, куда он клонит и как ответит на Ваш вопрос, всё же
позвольте ему договорить, ведь Вам наверняка знакомо чувство, когда Вы
начинаете рассказывать остроумный и, что самое главное, уместный
анекдот, а Вам в ответ тут же выдают его концовку, или фразу «а, я это
знаю…». Желание продолжать испаряется.
Кроме того, бывает и так, что, задав
вопрос собеседнику, сами же на него отвечаем. Многие при этом ссылаются
на паузы, которые возникают после вопроса. Но пауза - это показатель
того, что человек задумался над Вашим вопросом, он ведь не может и не
должен знать ответы на все вопросы, так что придётся запастись
терпением.
Быть приятным собеседником можно и, не
стремясь попасть в центр внимания других, а, напротив, – даря ему свое
визави. Если Вы хотите стать приятным собеседником и при этом
испытываете некоторые затруднения, то можете обратиться за помощью и
консультацией к психологам нашего Центра.
Нурия Муракаева,
педагог-психолог
консультативного отделения
ГУ «Центр социальной помощи
семье и детям» г. Саратова