Пятница
03.05.2024
22:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Центр Семья г.Саратов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Статьи специалистов Центра [25]

Информация

Поиск

Главная » Статьи » Статьи специалистов Центра

Я слушаю Вас внимательно…

…Пусть другой гениально играет на флейте,
Но ещё гениальнее слушали Вы…
А.Дементьев

Одна моя знакомая переживала настоящий стресс из-за того, что ей предстояло провести время с малознакомым человеком: «Ну, что я ему расскажу, как буду поддерживать беседу, о чём вообще с ним можно беседовать…?». Вся ее беда состояла в том, что она сосредоточилась лишь на одном из процессов общения – «говорении», считая его ключевым, и совсем упустила из вида другой, не менее важный – умение слушать собеседника.

В целом, общение подразумевает два незаменимых и взаимных процесса – говорение и слушание. Обычно, первый из них считают активным, а второму отводят пассивную роль. Однако слушание и понимание речи требует не меньше сил и энергии, чем сам разговор. Услышать своего партнёра по общению – важное умение, и, зачастую, именно оно делает человека приятным собеседником.

В общении психологи рекомендуют использовать «активное слушание». Оно рассчитано на Ваше активное участие в понимании своего собеседника. Вот некоторые приёмы «активного слушания»:

1. Поддержка – это способ показать собеседнику, что его слышат, его мнение интересно и важно. Для этого нужно: 
- Поддерживать визуальный контакт с собеседником. Однако не переусердствуйте с этим – пристальный взгляд даже самых спокойных может вывести из равновесия. 
- Выражайте согласие. Кивая в ответ на слова собеседника, Вы даёте понять ему, что слушаете и понимаете его. Однако не стоит кивать слишком часто – так Вы можете достичь обратного эффекта: собеседник поймёт, что Ваше терпение закончилось, и ему пора «закругляться». 
- Время от времени реагируйте на слова собеседника междометиями: «Да», «ага», «хм», «ух ты», «ого» и т.д. Старайтесь и в этом соблюдать принцип «золотой середины», иначе у собеседника могут возникнуть сомнения в Вашей искренности.

2. Уточнение. Не бойтесь переспрашивать и прояснять детали высказывания – это тоже внимание к собеседнику. Прояснять можно как содержание сообщения: «Не совсем поняла, а что произошло в этот момент?», так и чувства собеседника: «А как ты сам это воспринял?».
Для уточнения используйте вопросы разных типов. Закрытые вопросы предполагают короткие ответы в стиле «да», «нет», «не знаю» - с их помощью Вы получите более точную информацию. Однако, прибегая к ним слишком часто, Вы рискуете подорвать инициативу говорящего, и он будет ждать очередного вопроса, чтобы продолжить свою речь. В свою очередь, открытые вопросы не требуют чёткого и однозначного ответа. Они побуждают человека говорить о собственных мыслях и чувствах, делиться своим мнением.

3. Обобщение – этот способ помогает подвести некий итог в беседе в целом или какой-то из её частей. «То есть, ты считаешь…», «Значит, мы решили…». Используйте этот приём, когда общаетесь с людьми, склонными долго и запутанно выражать свою мысль, когда необходимо расставить акценты в беседе.

Как Вы смогли убедиться, чтобы стать активным слушателем, недостаточно просто молчать. Долгое и безучастное молчание собеседник, скорее всего, воспримет как закрытость и нежелание продолжать разговор.

Что же еще может помешать общению и чего лучше избегать в разговоре?

- Общение в стиле «а вот у меня…». Такое происходит, когда собеседник увлечённо рассказывает о чём-то, и вместо того, чтобы поддержать и порадоваться за него, его осаживают своим, «более крутым» опытом. При этом собеседника уже давно перестали слушать, а лишь ждут подходящего момента, чтобы ввернуть своё заветное «да это ещё что, а вот у меня…». Общаясь в таком стиле, Вы перехватываете инициативу у собеседника и начинаете играть в игру «кто кого больше удивит». А это скорее будет напоминать соревнование, а не открытую и искреннюю беседу. 
- Не стремитесь сразу спорить. Если Вы услышали мнение, отличное от Вашего, не бросайтесь сразу же доказывать обратное. Когда мы активно защищаем свою точку зрения, мы перестаём слышать доводы, приводимые собеседником; а ведь среди них могут оказаться и вполне конструктивные. Вместо этого поинтересуйтесь у своего собеседника, откуда у него такие сведения, почему он так считает? Получив ответ на свой вопрос, Вы сможете быть более убедительным и отстоять свою позицию, если, конечно, не придется её изменить. 
- Не поддавайтесь соблазну закончить мысль за собеседника. Даже если Вам стало понятно, куда он клонит и как ответит на Ваш вопрос, всё же позвольте ему договорить, ведь Вам наверняка знакомо чувство, когда Вы начинаете рассказывать остроумный и, что самое главное, уместный анекдот, а Вам в ответ тут же выдают его концовку, или фразу «а, я это знаю…». Желание продолжать испаряется.

Кроме того, бывает и так, что, задав вопрос собеседнику, сами же на него отвечаем. Многие при этом ссылаются на паузы, которые возникают после вопроса. Но пауза - это показатель того, что человек задумался над Вашим вопросом, он ведь не может и не должен знать ответы на все вопросы, так что придётся запастись терпением.

Быть приятным собеседником можно и, не стремясь попасть в центр внимания других, а, напротив, – даря ему свое визави. Если Вы хотите стать приятным собеседником и при этом испытываете некоторые затруднения, то можете обратиться за помощью и консультацией к психологам нашего Центра.

Нурия Муракаева,
педагог-психолог
консультативного отделения
ГУ «Центр социальной помощи
семье и детям» г. Саратова

Категория: Статьи специалистов Центра | Добавил: social-saratov (22.08.2011) | Автор: Нурия Муракаева
Просмотров: 1267 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход

Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Свяжитесь с нами
Наш адрес: Зенитная 14 Телефон: 72-66-83 УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО

Важно
Размещение информации возможно только с письменного разрешения администрации ГУ ЦСПСиД г. Саратов. Гиперссылка ЦЕНТР СЕМЬЯ г. Саратов обязательна!


Copyright MyCorp © 2024