Воскресенье
28.04.2024
20:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Центр Семья г.Саратов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Статьи специалистов Центра [25]

Информация

Поиск

Главная » Статьи » Статьи специалистов Центра

Как развивается речь ребенка?
Как развивается речь ребенка

     Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. 

Особенности формирования грамматического строя речи у детей 

     Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В возрасте трех лет дети, пользуясь конструкцией простого распространенного предложения, употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д.
     При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существитель-ных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).
     Можно отметить следующий порядок формирования падежных окончаний у детей с нормальным речевым развитием: 
1 год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
2 года — 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дай Вове), помилует и направления (предлог при этом опускается: иди маме)', творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места — предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 мес. — 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из; со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением .места с предлогами на, в (на столе).
2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).
3 года — 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо (вместо брата).
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
К 3-4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилага-тельными всех трех родов, с числительными в именительном падеже. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматическим строем языка. 

Приемы формирования грамматически правильной речи
     
     При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. В процессе обучения необходимо сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор — топором, лети — летит — летят...), соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой — голубой, какая — голубая, какое - голубое). Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание ребенка на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Надо показать разницу в звучании двух предложений, типа: Положи карандаш стол. Положи карандаш на стол. Выделив интонационно «маленькое слово» на, необходимо подчеркивать его обобщающее значение.
— Что еще можно ставить на стол. Ребенок, выполняя разные действия, проговаривает их, при этом выделяя предлог на: Я ставлю на полку кубики. Лена, кладет на книгу закладку и т. д. В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения: Таня поставила вазу из стол.
Девочка положила шапку за полку.
Рекомендуя разные приемы работы над грамматическими формами, можно выделить сле-дующее: 
1. Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме.
2. Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции:
а) по вопросам;
б) по демонстрации действий;
в) по опорным словам. 

Развитие связной речи.

     На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. Расширение общения со взрослыми сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребенка требует более развернутой речи. В возрасте 4-5 лет дети активно пользуются распространенными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных предложений. В речи детей пятилетнего возраста присутствуют почти все придаточные предложения (кроме определительного). Размеры детских рассказов включают примерно 20-25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершенность темы, определение частей рассказа и т. д. Конструкции сложных предло-жений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации (в случае необходимости дать разъяснение, обосновать свою позицию, высказать предположение и т. д.) В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым («почемучки»), пытаются сами обосновать свои действия. После 4-х лет они могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают стихотворения, к 5-ти годам пересказывают только что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза. После 5-ти лет дети способны рассказать об увиденном, объяснить причинно - следственные отношения, составить рассказ по картине, серии картин, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
     После 5—6 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.

Родомакина С.Г., логопед ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Саратова


Источник: http://Родомакина С.Г., логопед ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Саратова
Категория: Статьи специалистов Центра | Добавил: social-saratov (30.12.2011)
Просмотров: 1716 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход

Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Свяжитесь с нами
Наш адрес: Зенитная 14 Телефон: 72-66-83 УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО

Важно
Размещение информации возможно только с письменного разрешения администрации ГУ ЦСПСиД г. Саратов. Гиперссылка ЦЕНТР СЕМЬЯ г. Саратов обязательна!


Copyright MyCorp © 2024