Кризис первого года жизни.… Если вы удивлены, и впервые
слышите об этом психологическом явлении, вас можно поздравить, вы чутко
относитесь к потребностям своего малыша, и можно с большой степенью вероятности
предположить, что и все дальнейшие кризисы, в т.ч. и переходного возраста,
будут для вас не страшны.
Приметами кризиса первого года
психологи считают следующие: упрямство, настырность, требование повышенного
внимания, попытки самостоятельных действий и решительный отказ
от выполнения необходимых процедур, повышенная капризность и т.п.
Кризис первого года жизни –
вполне закономерное явление. В период от
9 месяцев до полутора лет, его преодолевают все дети. Это возраст, когда
ребенок впервые поднимается по лесенке самостоятельности, вступая на первую
ступень. Потом он преодолеет ступеньку в три года, семь лет, в 12-14 лет (знаменитый переходный возраст).
Сейчас ваш малыш заметно подрос, он
начинает ходить и самостоятельно обследовать окружающее его пространство. Ему
интересно все, начиная с маминой косметики и заканчивая папиными инструментами.
За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой,
перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять
кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это
безобразие.
Однако капризы и дурное
поведение (слезы, крики, скандалы), желание проявлять, неуместную пока,
самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности,
с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа
взросления.
Попробуем остановиться
и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? На
самом деле стремление ребятишек все потрогать и достать имеет научное обоснование: оказывается, таким
образом, дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную
активность и поисковую деятельность.
А как же взрослым, не мешая малышу развиваться, не допустить
вседозволенности. Без запретов нам все-таки не обойтись. Их должно быть
немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить их. Очень важно формулировать их
коротко и четко. Вводить их желательно мягко, можно использовать игру. Игра –
это сейчас тот язык для ребенка, где не нужны слова, это наиболее короткий и
беспроблемный путь к вашему малышу.
Создайте безопасную среду для
малыша. Уберите все, что для него опасно, подальше. Если вы закроете в шкафчик,
все, что для вас важно, это уже значительно снизит вероятность возникновения
нежелательных инцендентов. Не стоит ругать малыша, если он спустил в унитаз
вашу зарплату, стоит подумать, не вы ли оставили свой кошелек в доступном для него
месте?
Важно предвидеть неприятные
ситуации, а так же отдать во владение малыша часть взрослых вещей для
исследования, с которыми вам, в случае чего, не так жалко будет расстаться.
В этом возрасте внимание ребенка
имеет способность к быстрому переключению. Озвучив запрет, можно, просто взять
и перенести малыша, например, в игровой уголок и заинтересовать игрушкой.
Конечно, терпение ваше не
безгранично, и если вы вынуждены поругать его, не акцентируйте внимания на
личности ребенка: «Какой ты грязнуля!», критикуйте конкретный поступок: «Я
расстроена, что ты промочил ножки».
В ситуации, когда малыша, необходимо
заставить что-либо сделать, сначала стоит подумать: а насколько это действительно
важно? И если вы считаете, к примеру, что надеть теплые штанишки необходимо,
уверенно, не спрашивая согласия малыша, смело их одевайте. Но обратите
внимание, что ваши действия не должны быть насильственными. Приласкайте,
поиграйте. Делайте это с любовью. Можно предварительно вместе одеть игрушку.
Но если вы размышляете, заставлять
ли его кушать, прислушайтесь к мнению специалистов. Психологи отмечают, что насильно
кормить малыша крайне вредно не только для его психики, но и для его
физического здоровья. Порой достаточно одного насильственного кормления, которое запомнится ребенку надолго и
сформирует негативное отношение к приему пищи.
Конечно, все эти советы
могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка
и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем
нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде
бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким
вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным,
не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким
грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами.
Но давление как метод общения с малышом - верный способ
вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение
к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным
стать другом для своих родителей.
Если вы сумеете отнестись
к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни,
с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами
собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей
проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности,
новыми достижениями.
Иванова Л.В.,
педагог-психолог
ГУ ЦСПСиД г. Саратова