По данным
социологических опросов 52% россиян, воспитывая своих детей, применяют насилие.
Очень часто физические наказания становятся традицией в тех семьях, где
родителей били в детстве их родители, оправдывая правильность такого воспитания
аргументом: и меня отец бил – ничего, хорошим человеком вырос…
Попробуйте
задать себе следующие вопросы:
Приходилось ли
вам раскаиваться после того, как вы наказали своего ребенка?
Случалось ли
вам извиняться перед ним за свою жестокость или грубость?
Как вы миритесь
после ссоры: кто обычно является инициатором сближения, вы или ребенок?
Если у вас появились мысли о том, что в ваших отношениях с
ребенком что-то не так, если хочется перемен к лучшему – эта статья для вас.
Необходимо
отметить что, физическое наказание является импульсивной реакцией взрослого на
проступок ребенка. Времени на обдумывание действий зачастую очень мало – ведь
буря эмоций, которые захлестывают, требует незамедлительной разрядки.
Получается, что наказания совершаются в моменты раздражения, спешки, усталости,
из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения. Результат:
самочувствие родителя, освобожденного от эмоционального напряжения, немного
улучшается, но такое «воспитание» не только расходится с целью, но и приносит
вред. А если посмотреть на ситуацию глазами вашего малыша…? Один мальчик
сказал: «Мама всегда кричит, если я что-то делаю не так. А от ее крика я еще
больше растериваюсь».
Так как же
сохранить эмоциональное равновесие в ситуации критического накала?
• В одном
случае можно использовать метод тайм-аута. Просто выйти на несколько минут в
другую комнату, оставив ребенка одного. Время тайм-аута зависит от возраста:
считается, что оставлять ребенка следует из расчета «одна минута на один год
жизни», т.е. трехлетнего – на три минуты, четырехлетнего – на четыре и т.п.
Пусть даже он плачет. Полезно будет дать выход и своим эмоциям: поплакать,
покричать что-нибудь громко, выпить воды, умыть лицо и только потом вернуться в
комнату.
• В другом
случае – когда эмоции берут верх и «руки чешутся», можно побить подушку,
«наподдать» мячу, сломать, разбить что-нибудь менее ценное. Освободить эмоции
также можно записывая их - лучше пусть пострадает тетрадь, а не ваш малыш.
Бумага все стерпит: ругань, ярость, жалобу.
• Ну а в самую
тяжелую минуту, когда силы и терпение на исходе, можно воспользоваться
релаксационной техникой: сесть прямо на пол, прикрыть глаза и представить, что
вокруг не стены квартиры, а берег моря, лес – там хорошо и спокойно.
• И самое
главное – не пугаться, что не всегда получается контролировать свои эмоции. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один
шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».
Применение
насилия является признаком беспомощности, признанием того факта, что вы не в
состоянии по-другому объяснить ребенку,
почему чего-то делать нельзя. Наказывать, значит постоянно подтверждать свою
неспособность быть воспитателем. «Насилие – последнее прибежище
некомпетентности» – говорил Айзек Азимов.
На самом деле,
если ребенок не выполняет свои обязанности или делает это плохо, то этому могут
быть три вида причин:
1) он не хочет этого делать;
2) не умеет делать это хорошо;
3) не имеет возможности сделать.
Родитель должен
определить - какая из этих причин мешает ребенку. Но если его бьют вместо того,
чтобы создавать благоприятные условия для выполнения своих обязанностей, он
может сделать вывод: «Мама плохая, она меня не любит, поэтому бьет» или «Я
вообще плохой, поэтому меня бьют, а вот моя
младшая сестренка хорошая – ее не бьют».
Но как, не
применяя насилие физическое или моральное, объяснить ребенку, что можно, а что
нельзя делать?
• Родитель, не
должен скрывать свои негативные чувства, возникающие вследствие неправильного
поведения ребенка: вполне допустимо выражение сожаления, разочарования, досады,
гнева. Нормально и даже желательно проявление этих эмоций. Например: «Я
раздражена, когда вижу разбросанные игрушки в твоей комнате» или «Мне жаль, что
ты сегодня не почитал книжку»
• Родитель
должен предъявлять четкие, понятные, логичные и разумные требования. Необходимо добиться, чтобы
они были осознаны, приняты и соблюдались всегда. Не должно быть дежурных
оправданий, позволяющих эти правила регулярно нарушать. А чтобы это стало
возможным, правил и принципов надо иметь не много, только самые необходимые.
• Если ребенок
сделал что-то не так, поговорите с ним по душам: вспомните свое детство и
расскажите историю о том, как когда-то совершили такую же ошибку, а потом
раскаялись и изменили свое поведение. Ребенку будет проще признать свои ошибки,
не боясь при этом наказания.
И еще: одним из
важных социальных навыков, которым должен обладать ребенок, является умение
искренне извиняться перед сверстниками или перед взрослыми в том случае, если
он провинится перед ними. Причем, извиняться, просить прощения, не унижаясь при
этом, а выражая сожаление и раскаяние в содеянном. Здесь хорошим уроком будет
пример взрослых - родителей или
учителей, когда они сами извиняются
перед детьми.
Обращайтесь на Телефон Доверия, опытные психологи
постараются помочь вашей семье.
Телефоны
службы доверия 26-37-90; 73-74-73; 8 800 2000 122
Консультации оказываются круглосуточно, бесплатно,
анонимно.
Бойко Л.В.
педагог-психолог
Городского
Телефона Доверия
ГУ ЦСПСиД г. Саратова
|